Развитие творческих способностей на уроках ИЗО в начальной школе.
Развитие творческого начала,
творческих способностей человека всегда волнует как ученых-исследователей, так
и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми.
Творчество - высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать
нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой
деятельности: научной, художественной, производственно-технической,
хозяйственной и т.д. Для педагогов развитие творческой индивидуальности
является одной из важнейших задач обучения и воспитания.
В своей работе с детьми стараюсь
уделять большое внимание применению методов и методических приемов обучения,
которые способствуют более успешному развитию творческих способностей,
обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности учащихся.
Развивать творческую активность в людях надо с детского возраста, со школьной
скамьи. В этом деле большую помощь оказываютуроки технологии, музыки, литературное чтение,уроки по развитию речи, внеклассные
мероприятия чаще всего это коллективно-творческая деятельность ребят, и
соответственно уроки ИЗО.
Для успешного
развития творческих способностей учащихся стараюсь:
·развивать способности,
склонности,
·интересы каждого учащегося с учетом
их возможностей;
·овладевать приемами
осознанного решения различных творческих задач;
·направлять и активизировать
творческие способности учащихся через практическую деятельность.
Важным условием развития
художественных способностей ребенка является индивидуальный подход к нему
в процессе обучения.
Наблюдения за работой учащихся
показывают: одни быстро и хорошо выполняют поставленные перед ними задачи, и
работы их выразительны, интересны; другие работают быстро, но рисунки невыразительны,
с большим количеством ошибок; третьи не справляются с поставленными задачами,
делают грубые ошибки, потому что неорганизованны, плохо слушают учителя;
четвертые работают медленно, не успевают закончить работу, так как стараются
выполнить ее как можно лучше.Кто-то больше любит работать красками, кто-то
карандашом и редко прибегает к краскам.
Развитие творческих способностей не
может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей,
новсё же стараюсь дать каждому ребенку
возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость
творческого труда.
Работы, выполненные детьми по их
собственному замыслу, раскрывают их интересы, склонности. Одни рисуют сложные и
интересные композиции, другие выбирают простой сюжет и примитивно его решают,
третьи любят изображать одни и те же предметы, например, самолеты, танки, но
равнодушны, например, к природе. И все эти группы детей и каждый ребенок в
отдельности, нуждаются во внимательном и чутком индивидуальном подходе.
Индивидуальную работу с учащимися
веду так, чтобы все учащиеся, в особенности слабые, проявили большое желание и
стремление учиться и не отставать от лучших учеников, научить ребенка работать
самостоятельно с полной отдачей сил; создать благоприятные условия для развития
учеников с наиболее выдающимися способностями.
Природа и окружающая нас реальность- первооснова
творчества во всех видах деятельности. Через реальность мы приходим к понятию
фантазии - этой прекрасной способности любого человека. В основе любой фантазии
- правда жизни, так как художник способен фантазировать только на основе
увиденного и воспринятого в окружающем мире. Я стараюсь вселить уверенность в
каждом ученике, что он может фантазировать (т.е. творить) и что для этого нужно
внимательно, изучив реальность, подняться на ней на крыльях фантазии. Одним из
способов развития фантазии является выполнение ряда необычных и
неожиданных заданий. Привожу несколько заданий, выполняя которые
систематически и целенаправленно, дети развивают воображение, вырабатывают
привычку к собственному решению, открытиям, умению отойти от образца и работать
по собственному замыслу:
·чудо-зверь
(фантастическое животное, составленное из элементов различных зверей и птиц);
·сказочные
птицы, птицы-фантазии, животные;
·город
будущего (город-фантазия);
·портрет,
составленный из изображений овощей, фруктов, цветов;
·необычная
игрушка из необычного материала;
·сочинение
орнаментов на определенную тему;
·составление
кроссвордов по изобразительному искусству;
·интеллектуально –
развивающие игры: "На что это похоже?”, "Заколдованные картинки”, "Волшебные
кляксы”, "Помоги художнику”, "Волшебные очки”.
В выполнении заданий учащиеся используют различныетехнологии изображения, например, рисование
пальцем, палочкой, кистью, лепку из пластилина, работу с природным материалом и
т.д. На уроках демонстрируем многовариантные возможности решения задачи.
Кроме индивидуальной работы в своей работе
часто использую метод коллективных и групповых работ. Составляем всем классом
такие композиции, как «Мир бабочек», «Зоопарк», «Подводный мир» и др.
Индивидуальное творчество в творчестве коллектива даёт очень интересные
творческие результаты.
Результатом
моей деятельности могут служить:
1)
участие в школьных праздниках и делах (оформление школьных
праздников, выставок);
2)
участие в районных мероприятиях (выставках), ежегодные призовые места на
конкурсах;
3)
количественный контроль на уроках ИЗО, где учатся на «4» и «5», составляют в среднем 65-70 % от всего класса.
Почему так привлекательны для меня уроки ИЗО?
Наверное, потому что различия в способностях детей на них не имеют особого
значения. Каждый ребёнок интересен на этом уроке как личность со своими
чувствами и мыслями, со своим пониманием мира. На этом уроке дети могут быть
путешественниками, открывателями, творцами, они могут думать, рассуждать,
творить красоту и радость и находят в этом творении счастье.
Здравствуйте! В нашей школе ( начальные классы) все сами ведут уроки ИЗО. Мне так обидно, ведь учитель сам не умеет рисовать, а чему он может научить ребенка. И конечно же на этот предмет смотрят как на второй сорт. Вам спасибо за ваш труд. Я довольна тому, что умею рисовать и могу детей научить. Удачи Вам!
Благодарю Вас за честность и откровенность в своей статье, за искренность по отношению к своей профессии. Ваш материал надо непременно опубликовать! Желаю Вам успехов, здоровья и процветания! Ваш В . Цымбулов